Что такое ремарка в литературе?


Изредка мы слышим по телевизору или по радио это слово “Ремарка”, обычно применяемое в отношении какого-то человека, который её сделал на полях своей книги.

Термин “ремарка” переводится с французского языка как “пометка”, “замечание”, “сноска автора”. Кратким ответом на вопрос “Что такое ремарка в литературе” будет следующее утверждение: это часть произведения, которая не является сюжетной частью.

что такое ремарка в литературе

Фото: А это известный писатель.

Определение термина ремарка

Ремаркой можно назвать композиционный прием, который включает в себя отстранение литератора от сюжетной линии. Это отстранение имеет буквальное или опосредованное отношение к изображенным явлениям.

Авторская ремарка может подменять довольно большие части сюжета повествования, либо представляет собой альтернативный сюжет. В драматургических произведениях отступления автора ограничены ролью описания, пояснения. В художественных текстах ремарка имеет множество функций и форм.

Формы ремарок в литературе

  • описательная форма, дает представление о времени и месте происходящего действия (чаще используются в драматургии);
  • эмоциональное, приватное отношение автора к событию или герою в произведении;
  • поучительные или насмешливые пояснения автора к тексту;
  • предположения автора о дальнейшем ходе событий, после формального окончания произведения (эпилог);
  • указание автора на события, предшествующие сюжету произведения;
  • отсылка читателей к событиям, которые последуют далее;
  • техническая ремарка – оформлена в виде сноски, замечания, она носит справочный характер.

В драмах ремарке принадлежит особая роль. Они предваряют собой реплики и действия героев, обычно указываются в скобках. Кроме описания места и времени действия, ремарки поясняют интонации, движения, выражение лица, настроение произносящего реплики героя.

Примеры ремарок

Ремарка в литературе встречается довольно часто. Ее роль велика в пьесах с бытовой и психологической проблематикой (пьесы Чехова, Островского, Андреева и др.).

 

Углубленная, расширенная ремарка, характерная для прозы, все больше используется современными драматургами (Вишневский, Арбузов, Вампилов, Петрушевская, Булгаков и др.). Много отступлений в произведениях Пушкина (“Евгений Онегин”), Льва Толстого (“Война и мир”), Гоголя (“Мертвые души”), Некрасова (“Размышления у парадного подъезда”), Булгакова (“Мастер и Маргарита”) и т. д.

Оценка: 5.00 ( голосов: 1)
Загрузка...
 

Может выскажитесь?

Оставьте первый комментарий!

avatar
1000
wpDiscuz