Изредка мы слышим по телевизору или по радио это слово “Ремарка”, обычно применяемое в отношении какого-то человека, который её сделал на полях своей книги.
Термин “ремарка” переводится с французского языка как “пометка”, “замечание”, “сноска автора”. Кратким ответом на вопрос “Что такое ремарка в литературе” будет следующее утверждение: это часть произведения, которая не является сюжетной частью.

Определение термина ремарка
Ремаркой можно назвать композиционный прием, который включает в себя отстранение литератора от сюжетной линии. Это отстранение имеет буквальное или опосредованное отношение к изображенным явлениям.
Авторская ремарка может подменять довольно большие части сюжета повествования, либо представляет собой альтернативный сюжет. В драматургических произведениях отступления автора ограничены ролью описания, пояснения. В художественных текстах ремарка имеет множество функций и форм.
Формы ремарок в литературе
- описательная форма, дает представление о времени и месте происходящего действия (чаще используются в драматургии);
- эмоциональное, приватное отношение автора к событию или герою в произведении;
- поучительные или насмешливые пояснения автора к тексту;
- предположения автора о дальнейшем ходе событий, после формального окончания произведения (эпилог);
- указание автора на события, предшествующие сюжету произведения;
- отсылка читателей к событиям, которые последуют далее;
- техническая ремарка – оформлена в виде сноски, замечания, она носит справочный характер.
В драмах ремарке принадлежит особая роль. Они предваряют собой реплики и действия героев, обычно указываются в скобках. Кроме описания места и времени действия, ремарки поясняют интонации, движения, выражение лица, настроение произносящего реплики героя.
Примеры ремарок
Ремарка в литературе встречается довольно часто. Ее роль велика в пьесах с бытовой и психологической проблематикой (пьесы Чехова, Островского, Андреева и др.).
Углубленная, расширенная ремарка, характерная для прозы, все больше используется современными драматургами (Вишневский, Арбузов, Вампилов, Петрушевская, Булгаков и др.). Много отступлений в произведениях Пушкина (“Евгений Онегин”), Льва Толстого (“Война и мир”), Гоголя (“Мертвые души”), Некрасова (“Размышления у парадного подъезда”), Булгакова (“Мастер и Маргарита”) и т. д.