Одним из современных типов организации учебного процесса являются образовательные кластеры. Но прежде чем говорить о том, что такое кластер в образовании, следует разобраться с основным понятием. Кластер – это объединённые группы с объектами, которые связанны друг с другом и выделяются по какому-либо общему признаку.
Кластер в образовании – открытая система образовательных, производственных, научных, проч. органов с формами образовательной деятельности в определённых областях (нанотехнологии, робототехника, ресурсосбережение). Эта совокупность осуществляет связь через сеть, что позволяет значительно увеличить образовательные ресурсы в системе.
В чём преимущества образовательного кластера?
Если с определением кластера в образовании всё понятно, то возникает следующий вопрос.
- Возможность использования ресурсов участников кластера (материальная база, кадры и проч.).
- Введение в сферу образования наиболее современного предметного и технологического содержания.
- Преемственность образования разных уровней.
- Построение индивидуальных траекторий профориентации.
- Непрерывное «погружение» обучающихся в область их будущей профессиональной деятельности.
Структура кластера в образовании
Чаще всего центральное и значимое место в кластере занимает университет, который объединяет учебные заведения и образовательную ситуацию. Это усиливает науку и её единство с практикой.
Взаимодействие членов образовательного кластера даёт такие возможности, как:
- отбор и систематизирование содержания педагогического образования, учитывая интересы всех субъектов образовательного кластера;
- организация многоуровневого и непрерывного профессионального образования;
- после выпуска гарантия трудоустройства по выбранной специальности при ясной перспективе карьерного роста;
- стимул к улучшению материальной базы образовательных заведений;
- формирование и усовершенствование грамотного профессионализма;
- стимуляция профессионального роста педагогов в образовательных учреждениях.
В высших и средних учебных заведениях педагогическими коллективами выполняются актуальные исследования, суть которых заключается в теории и практике образования и во внедрении полученных результатов в образование.