В статье рассказывается об одном из жанров устного народного творчества. Как появилась быличка и развивалась, в чём её особенности и отличие от других видов фольклора. Какой след оставила в русской литературе. Всё это можно узнать из материала работы.
В устном народном творчестве существует много жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из них является быличка, о ней и пойдёт речь.
Быличка как жанр устного народного творчества
Сегодня этот термин обозначает жанр устного народного творчества, его синонимами являются легенда, былина, бывальщина, предание. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже, но у былички свои особенности и назначение – она представляет собой мифологические рассказы об общении «очевидцев» с представителями нечистой силы. Эта специфичность объясняет второе название жанра – страшилка.
Происхождение и эволюционное развитие жанра
Происхождение былички таится где-то в глубинах истории Руси. Слово было заимствовано у крестьян Белозерья (один из северных районов Вологодчины) и стало употребляться фольклористами в практике исследовательской работы.
Само название «быличка» утверждает правдивость истории, реальность событий, которые случились с людьми, хорошо известными рассказчику. Возможна и передача повествования знакомых, ставших очевидцами.
В любом случае жанр подразумевает искреннюю веру в реальность произошедшего. События былички обязательно происходят в обычной жизни. Место действия – территория хорошо известная рассказчику и его слушателям. Это дополнительный способ придания правдивости истории.
Изначально целью этого вида устного народного творчества было предостережение от каких-то поступков. Например, ходить ночью на кладбище (мертвеца встретишь) или не наклоняться близко к воде в реке (водяной утащит). С другой стороны, просто череда праздных историй о встречах с мифическими персонажами во время общения группы лиц на отдыхе.
В начале ХIХ века набирает обороты интерес исследователей к этим произведениям. Начинается сбор и публикация их в общих сборниках наряду со сказками и другими устными жанрами. Многие писатели включают их в канву своих произведений как часть повествования.
Во второй половине 20 века быличка оформилась как официальный жанр, когда началось её детальное изучение и разграничение с другими видами устного народного творчества.
Классификация быличек
Литературоведами был составлен каталог быличек по тематическим разделам:
- О духах природы. Эта группа страшилок содержит подразделы, в которых главными персонажами выступают леший, водяной, кикиморы, русалки и прочая нечисть.
- О домашних духах.
- О черте, змее, проклятых.
- О колдунах, ведьмах, покойниках.
- О кладах.
- О вестниках судьбы, предзнаменованиях.
- О небесных силах.
Сюжеты устного фольклора объединили дохристианские и христианские представления народа о сверхъестественных силах. Характерно, что нечистая пришла из язычества, а вот обереги (молитва, крестное знамение, святая вода и другие атрибуты) взяты из христианства.
Былички или страшилки в литературе
Использовали былички в своих произведениях и многие писатели, делая их основой сюжета или художественно вплетая в канву повествования. Часто элементы встречаются у Гоголя и Пушкина. Примером такого использования может служить рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».
«Бежин луг» — яркий пример страшных историй
В цикле рассказов «Записки охотника» у И.С. Тургенева есть замечательное произведение о деревенских мальчишках. Юные пастухи, сидя у костра, рассказывают страшные истории про покойников и нечисть. Они искренне верят в то, о чём рассказывают. А как же, ведь это происходило у них на глазах.
Всего быличек в рассказе 13, они повествуют о ряде мифических персонажей, с которыми сталкивались земляки ребят в окрестных землях. Это домовой, русалка, оборотень под видом белого барашка, барин-покойник, леший, небесные предвиденья и многое другое.
Провоцируют возникновение тематики ночь и костёр, за светлым кругом которого прячется этот таинственный мир. Рассказывая поочерёдно страшилки, мальчишки коротают время в ожидании утра, набираются знаний правильного общения и поведения с окружающими их духами.
Вместо заключения
Знакомство с быличками формирует у рассказчиков умение отлично разбираться в значении различных примет, правильно понимать предсказания и символы. Наивный суеверный слушатель набирается необходимого багажа знаний и уже знает, как распознать злые силы, избежать контактов с ними и защититься в случае опасности.