Аллитерация – особый литературный прием звукописи, основанный иногда нарочитом, более частом, чем в обычной речи, употреблении одинаковых согласных. Аллитерация в литературе обычно используется для придания тексту большей эмоционалной выразительности. Определение аллитерации имеется в любом литературной словаре или справочнике. Они, в принципе, почти не отличаются от приведенного выше.
Примеры для понимания аллитерации в литературе
Впервые аллитерации широко применялись в древнегерманской поэзии, «Старшая Эдда». Но можно сказать, что аллитерация применялась во всех литературных языках мира, начиная от самого древнейшего.
Аллитерация – неотъемлемая часть фольклора, народного творчества – ей богаты пословицы (МеЛи, ЕМеЛя, твоя недеЛя», и особенно скороговорки – аллитерация затрудняет простое воспроизведение фразы (На дВоРе тРава, на тРаве дРова)
В русской поэзии аллитерацией широко пользовался Пушкин. «Шипенье пенистых бокалов и пунШа пламень голубой» Аллитерации широко использовались в русской поэзии «серебряного века» — Игорь Северянин, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Николай Гумилев, широко использовали аллитерацию в своем творчестве. «ЭЛегантная коляска в эЛЛектрическом биеньи эЛЛастично шелестеЛа» (Игорь Северянин) «Чуждый Чарам Черный Челн» (Константин Бальмонт).
- Аллитерацией может быть и повторение нескольких согласных – «Выходила к ним ГоРиЛЛа, Им ГоРиЛЛа РовоРиЛа, ГовоРиЛа им ГоРиЛЛа, ПРиГоваРиваЛа» (Корней Чуковский).
- Аллитерацию в прозе часто использовал Владимир Набоков, Леонид Пантелеев, из современных – Василий Аксенов.
- Она является своеобразной рифмой (повторение звуков), но, в отличие от рифмы, она располагается не в начале или конце строки.
В принципе, аллитерация не имеет определенной смысловой нагрузки, как и другие средства звукописи. Ее основная цель – дополнительное эмоциональное воздействие.
Но в то же время среди литературоведов существует теория, что сами по себе звуки или их комбинации имеют свои оттенки значений и смысловую составляющую. Само звучание агрессивных, бранных, или ласковых слов само по себе передает их смысл и содержание. Вообще, считается, что у настоящего поэта обязательно есть связь между мыслями, чувствами, и звуками, при помощи которых он их выражает очень важная связь между звуками и ассоциациями с естественными, природными звучаниями, которые он напоминают.