Художественно-выразительные средства наделяют речь особой эмоциональной окраской. К таким приемам относится синтаксическая фигура «Анафора». Из статьи вы узнаете о ее происхождении, функциях, особенностях и видах. Для лучшего понимания приведены примеры употребления этого литературного оборота.
Анафора – синтаксическая фигура в литературе и в речи
Анафора – художественное средство выразительности, синтаксическая фигура. Наравне с ней употребимы инверсия, антитеза, ассонанс. Стилистический прием основывается на повторении любого речевого явления, слов либо словосочетаний в начальной позиции. Оборот поэтической речи связывает в единое целое всевозможные языковые конструкции.
Анафора является лексическим повтором, используется в начале строки либо предложения. Это может быть не целое слово, а употребление приставки к нему.
Происхождение, функции и особенности анафоры
Термин «анафора» заимствован из древнегреческого языка и в переводе означает «вынесение, повторение, возвращение». Русским аналогом считается «единоначатие». Литературный прием активно применялся в библейских, религиозных текстах. Писатели эпохи романтизма стали использовать анафору в художественных произведениях, чаще в поэзии. В творчестве любого поэта можно увидеть этот оборот. Виртуозно использовал прием гениальный лирический поэт А. Фет. Его стихи отличаются взволнованностью и эмоциональностью.
Использование в прозе требует правильного подхода, иначе легко получить тавтологию. Русские классики прекрасно справлялись с этой задачей.
Стилистическая фигура является эффективным инструментом для усиления эмоциональной окраски, помогает подчеркнуть ритм произведения и акцентировать внимание на наиболее важных частях текста. Этот поэтический оборот дает возможность создать драматический эффект, который часто необходим в поэзии.
Виды анафоры
Анафоры, как литературный прием, бывают нескольких типов.
Лексическая – самый популярный вид, здесь повторяются несколько полных слов в начале предложения либо строки. Встречается часто в стихотворениях для детей
Звуковая – в начале предложения употребляются разные слова, но начинаются они с одинакового звука. Тавтограммы также относятся к этому виду. Таким способом можно сочинить целые поэмы.
Морфемная – здесь используются слова с похожим слогом.
Синтаксическая – в этом случае повторяются целые словесные конструкции.
Строфическая – одинаковые слова всегда стоят в начале каждой строфы.
Ритмическая – эта разновидность встречается крайне редко. Применяется в построении стихотворений с особой структурой, где используются паузы и слова с определенным количеством слогов.
Отдельно выделяются аллитерация (повторение согласных звуков в стихотворениях), эпифора (повторение конечных звуков или слов), ассонанс (повторение гласных звуков – противоположность аллитерации).
Существует вариация, где объединены два вида анафор, например, строфико-синтаксическая.
Удачные примеры анафоры в литературе, а также в реальной жизни
Примеры удачного употребления анафоры можно найти в произведениях «золотого века» русской литературы. Поэт Ф.И. Тютчев активно использовал художественное средство в стихотворениях:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Творчество А.С. Пушкина насыщено различными стилистическими фигурами, тропами и анафора — не исключение:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера.
Стилистическую фигуру можно найти и в лирике ХХ века – это видно на примере творчества Владимира Маяковского:
Когда же встанешь во весь свой рост ты,
Отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?
Анафору можно встреть и в повседневной речи, например, в качестве приветствия на собраниях и заседаниях. Часто встречается в рекламной сфере в виде слогана: «Твой день – твоя вода» (питьевая вода ARCTIC).
Использование анафоры в научно-популярных и официальных текстах встречается редко, здесь важно следить, чтобы это выглядело уместно.