Баркарола – камерный музыкальный жанр, получивший наибольшее распространение в эпоху романтизма в XIX в. Прекрасные произведения Шуберта, Чайковского, Оффенбаха, Римского-Корсакова в этом жанре навечно вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Происхождение и развитие жанра
Баркарола имеет народные истоки. Название происходит от итальянских слов barca – «лодка» и rollare – «качаться». А в каком городе Италии больше всего качающихся лодок? Конечно же в Венеции. Баркарола – песня венецианских лодочников-гондольеров (альтернативное название – гондольера). Венеция – не первый итальянский город, создавший особый музыкальный жанр. Широко известны прекрасные неаполитанские песни.
Баркарола родилась почти одновременно с профессией гондольера. Перевозя пассажиров, «водный таксист» напевал мелодию с незатейливыми словами о красоте родной природы, города и радости жизни. Баркароле свойственна лиричность и некоторая меланхоличность. Её музыкальный ритм – 6/8 или 12/8, имитирующий покачивание лодки на волнах.
Баркарола – музыкальный образ венецианской души – жизнерадостной, простой, но тонко чувствующей.
В XVIII в. баркаролы стали появляться на страницах музыкальной литературы. В следующем столетии они стали известны всем композиторам и исполнителям, как востребованный жанр эпохи романтизма. Многие авторы начали создавать вокальные баркаролы для высокого голоса или хора и инструментальные для фортепиано.
Баркарола Шуберта
Настоящим шедевром классической музыки является «Баркарола» Франца Шуберта, написанная на слова немецкого поэта Штольберга (русский текст – Плещеева). Мелодия действительно создаёт впечатление мерного скольжения «по зеркалу вод». Это музыкальное произведение открывает в душе слушателей редкие в земной жизни моменты всепоглощающей радости бытия, когда «на сердце легко и спокойно». Растворение в чарующей красоте вечерней природы избавляет человека от всех «минувших тревог».
«Баркарола» Франца Шуберта, приведенная выше, в исполнении выдающейся советской камерной певицы Виктории Ивановой. Её волшебное лирическое сопрано, увы, было недооценено многими современниками. Но истинные ценители музыки отдали ей должное в той же Венеции, где Иванова с ошеломляющим успехом спела и арии для сопрано великого венецианца Вивальди.
Баркаролы других композиторов
Баркаролы сочиняли и многие другие именитые композиторы. Среди них нет Баха и Моцарта, но присутствуют Мендельсон, Шопен, Лист, Оффенбах, а среди русских композиторов – Глинка, Рахманинов, Лядов. В опере «Садко» Римского-Корсакова исполняемая венецианским купцом (народный артист СССР баритон Павел Лисициан) знаменитая «Песнь Веденецкого гостя» написана в жанре баркаролы. В нём воздаётся хвала «прекрасному городу» Веденец (так раньше на Руси называли Венецию).
В музыкальном альбоме Петра Ильича Чайковского «Времена года» пьеса «Июнь» имеет второе название – «Баркарола». Рефрен пьесы словно передаёт мерное покачивание лодки на венецианских каналах. В середине пьесы характер музыки меняется: она становится живее. Человека так захватывает красота расцветшей июньской природы под яркими лучами летнего солнца, что перехватывает дыхание от счастья.
Автор статьи: Аркадий Георгиевич Мовсесян (ARK13).